С 14 по 16 мая 2012 года в Женеве проходил 12-й Международный салон деловой авиации – второй по значению в мире после ежегодно проводимых выставок в США. Устроители – Европейская ассоциация деловой авиации (ЕАВА) и Национальная ассоциация деловой авиации США (NBAA) – преследовали цель ускорить выход этой отрасли экономики из глубокого кризиса, продолжающегося с 2008 года.

Уже в 2009 году мировое производство бизнес-джетов сократилось по сравнению с предыдущим годом на 34%, в 2010-м – на 12% и в 2011-м – на 4%. Сокращение производства продолжалось и в текущем году. Так, в I квартале 2012 года оно было на 5% меньше, чем в тот же период прошлого года. Одновременно увеличивалось число заявленных на продажу уже эксплуатировавшихся деловых самолетов, что ограничивало спрос на новые модели и усугубляло тяжелое положение отрасли.

Столь мрачная ситуация в деловой авиации явилась прежде всего следствием глобального финансово-экономического кризиса, сохраняющейся неустойчивости мирового хозяйства и неясности ближайших перспектив его развития. Естественно, что в данных условиях потенциальные покупатели предпочитают отложить миллионные затраты на покупку новых бизнес-джетов до лучших времен.

В качестве одного из средств выхода из создавшегося тяжелого положения фирмы выбрали форсирование маркетинговой деятельности и активизацию участия в международных выставках. В результате Женевский авиасалон 2012 года оказался весьма успешным и по ряду показателей даже установил новые рекорды.

Число экспонентов достигло 491, в том числе 161 из США, 64 из Великобритании, 43 из Франции, а также из Швейцарии, 30 из Германии, 17 из Объединенных Арабских Эмиратов, 10 из России. Увеличилась общая выставочная площадь, особенно сектор для статического показа, где 24 фирмы представили 60 деловых самолетов.

За три дня салон посетили 13 тыс. человек из 99 стран, и это при цене билета в 150 евро для членов ЕАВА или NBAA и 270 евро для нечленов этих ассоциаций. Отметим, что 1-й Женевский салон деловой авиации в 2001 году посетили всего 3700 человек.

Самый красивый самолет был выставлен на стенде Honda Aircraft – американского филиала японского концерна Honda. Это модель легкого бизнес-джета нового поколения Hondajet с оригинальным расположением двигателей над крыльями. Запатентованное конструкторское решение не только позволяет значительно уменьшить шумы, вибрацию и расход топлива, но и придает самолету особую легкость и изящество.

Hondajet – первая попытка выйти на рынок авиатехники, предпринятая концерном Honda, выпустившим за 60 лет своего существования свыше 80 млн. автомобилей и 250 млн. мотоциклов и мотороллеров. Но даже такой мощный концерн не смог избежать серьезных трудностей. В частности, из-за затянувшегося процесса испытаний и сертификации поставка первых самолетов покупателям, первоначально намечавшаяся на III квартал 2012 года, теперь отодвинута на конец 2013-го.

Несмотря на это, по заявлению представителей фирмы, уже получено более 100 заказов на Hondajet, причем этому не помешал рост цен на данный самолет до 4,5 млн. долл. по сравнению с ценой в 3,9 млн. долл., объявлявшейся на салоне 2010 года.

Среди участников салона преобладали фирмы, осуществляющие различные виды обслуживания деловой авиации.

Здесь явно выделялась швейцарская AMAC Aerospace. Эта фирма со штаб-квартирой в Базеле была образована в 2007 году и считается наиболее быстро прогрессирующей в области обслуживания деловой авиации. Хотя данные об обороте этой фирмы не публикуются, но, по неофициальным оценкам, он превысил 1 млрд. швейцарских франков.

Успех АМАС в значительной степени определяется ее концепцией собрать под одной крышей оптимальное количество услуг, необходимых для эксплуатации деловых самолетов, и тем самым облегчить жизнь их пользователей. При этом упор был сделан на надежность и качество, о чем говорит девиз фирмы – Swiss excellence in business aviation.

Высокая степень универсальности фирмы АМАС подтверждается наличием у нее сертификатов на техническое обслуживание самолетов Airbus, Boeing, McDonnell Douglas, Gulfstream, Global Express. Особенно активно АМАС сотрудничает с единственной швейцарской авиастроительной фирмой Pilatus, являющейся мировым лидером в производстве одномоторных турбовинтовых самолетов. Показательно, что эксклюзивное право на продажу наиболее успешной многоцелевой модели РС-12 на перспективном рынке Среднего Востока Pilatus предоставил именно фирме АМАС.

Медленно, но верно повышается активность участников салона из России, предлагающих широкий спектр услуг для деловой авиации – от оформления необходимой документации, VIP-обслуживания пассажиров, заправки топливом и бортпитанием до организации чартерных рейсов, технического сервиса и посредничества при покупке-продаже бизнес-джетов.

С каждым годом совершенствует экспозицию один из завсегдатаев салона – Aerotrans, ведущий свою историю с 1931 года и оказывающий услуги более чем 500 отечественным и зарубежным клиентам.

Самую широкую сеть представительств в аэропортах России и других стран СНГ имеет компания Rusaero, обслуживающая до 4500 полетов в месяц.

Расширяющиеся возможности российских аэропортов для использования деловой авиацией демонстрировали фирмы AVCOM-D («Домодедово»), Premier Avia («Шереметьево») и VIPPORT («Внуково»). Последняя позиционирует себя как лидер по обслуживанию рейсов деловой авиации в России и в этом качестве принимает во «Внуково-3» международную выставку Jet Expo. В Женеве VIPPORT объявила об успешной реконструкции взлетно-посадочной полосы и скоростных рулевых дорожек, которая должна быть завершена к концу 2012 года.

Большой интерес вызвала информация группы Jet Port SPb о предстоящем летом 2012 года вводе в эксплуатацию центра бизнес-авиации «Пулково-3» общей площадью 100 тыс. кв. м. А в связи с зимней Олимпиадой в Сочи пользовалась вниманием информация о расширении деятельности компании Jet Port South. С июля 2010 года эта компания является единственным оператором по организации наземного обслуживания рейсов деловой авиации в четырех аэропортах Краснодарского края: Сочи, Краснодар, Анапа и Геленджик.

Впервые на салоне был представлен международный аэропорт Ставрополя, обеспечивающий авиационное сообщение города с регионами России, другими странами СНГ и дальнего зарубежья. Как отмечалось, географическое положение делает этот аэропорт удобным для прямых и транзитных рейсов в страны Европы и Ближнего Востока, а также для технической посадки, дозаправки и наземного обслуживания воздушных судов.

В рамках авиасалона, как обычно, проходили международные конференции ЕАВА и NABA. По сообщениям прессы, на них преобладали весьма мрачные оценки ближайших перспектив. По самому оптимистическому сценарию, нынешний кризис в деловой авиации будет преодолен через три года, а по самому пессимистическому – лишь через 10 лет. Тем не менее многие участники уже объявили о намерении принять участие в крупнейшей демонстрации деловой авиации, которая состоится с 30 октября по 1 ноября 2012 года в Орландо (Флорида).

Сергей Владимирович Сафронов — обозреватель "НГ" по Швейцарии.

Источник: Независимая газета