Перемены, произошедшие в авиационной промышленности России после распада Советского Союза и окончания периода "холодной войны", открыли новые, доселе немыслимые, горизонты для кооперации компаний оборонного сектора Запада и Востока.
Длительное время авиационные программы СССР и США, стран Западной Европы развивались по разные стороны "железного занавеса", что в практических терминах означало жесткое, бескомпромиссное соревнование, направленное на создание противоборствующих образцов гражданской и оборонной техники в максимально короткие сроки. Обстановка секретности в промышленных компаниях обеих стран привела к тому, что инженерная наука, технологическая база в СССР и странах Запада развивались зачастую по-своему, достигая сравнимых результатов разными методами.
Начавшаяся в середине 80-х горбачевская "перестройка" позволила инженерам и ученым обеих стран впервые вступить в непосредственный контакт, ближе познакомиться с продукцией бывших непримиримых врагов. Они нашли друг у друга много оригинальных, неожиданных инженерных и технологических решений, которые могли бы внедрить в собственных разработках. 
Политика Правительства России, направленная на открытость и кооперацию, предоставила возможность промышленным компаниям авиакосмического сектора страны и зарубежных государств заняться взаимовыгодным сотрудничеством, используя лучшие технические решения друг друга. Но за прошедшие годы очевидный потенциал кооперации если и был реализован, то в весьма ограниченных объемах, очевидно не соответствующих уровню развития отрасли и способностям трудящихся в ней специалистов. Редакция АТО намерена посвятить анализу причин создавшегося положения в международной кооперации отдельную публикацию в одном из будущих номеров журнала.
Ниже приводится обзор основных программ сотрудничества, которые зарубежные компании вели и ведут в области гражданской авиации в России.