Китайская корпорация Yan Shang Group стала первым заказчиком регионального пассажирского самолета ARJ21-700 в VIP-конфигурации. Соответствующее заявление сделала компания СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China), отвечающая за реализацию этой программы. Стоимость контракта и сроки реализации в СОМАС не комментируют. 

Ранее в СОМАС неоднократно говорили, что самолет будет доступен заказчикам в различных конфигурациях, включая VIP  и корпоративную.  Несмотря на то, что история самолета весьма затянулась, а именно уже 12 лет, в компании уверены, что обозначенные ранее сроки сертификации – конец 2014 года – станут окончательными.

ARJ21-700 – первый реактивный региональный пассажирский самолет для эксплуатации на линиях короткой и средней протяженности, разработанный Китаем в соответствии с международными нормами летной годности. Уже известно, что первым эксплуатантом ARJ21-700 станет Чэндуская авиакомпания, которая получит первые 2 самолета в начале следующего года. Всего же СОМАС имеет портфель заказов, состоящий из 252 самолетов, главным образом от китайских авиационных и лизинговых компаний. 

Напомним, что работы над самолетом начались в 2000 году. При проектировании был учтен опыт лицензионного производства западных пассажирских самолетов. Самолет проектировался в расчете на производство с использованием имеющихся технологических разработок, в частности, технологий для выпуска самолета McDonnell Douglas MD-90 Trunkliner. Поэтому фюзеляж самолета ARJ21 очень похож на фюзеляж американского авиалайнера. Крыло разработано совместно с ОКБ им. О. К. Антонова (Украина). Системы и оборудование в основном западного производства: двигатели General Electric CF34-1 OA, система управления полетом на базе системы Rockwell Collins ProLine 21 и электро-дистанционная система Haneywell-Parker Hannifin, шасси Liebherr Aerospace.

За разработку и производство компонентов самолета отвечают различные компании, которые входят в государственную корпорацию AVIC. 11 мая 2008 года полный контроль над программой разработки и производства самолета ARJ21, а также всех программ по созданию китайских пассажирских самолетов официально получила корпорация ACAC (Commercial Aircraft Corporation of China). Базовым вариантом в семействе самолетов ARJ21 является ARJ21-700. Окончательная сборка прототипа началась в марте 2007 года, выкатка состоялась 21 декабря того же года.

По мнению авиационных экспертов, ARJ21-700 является прямым конкурентом SSJ-100 «Гражданских самолетов Сухого», которые также активно работают над бизнес-версией своего самолета, и уже получили первые заказы, включая зарубежные. В текущем году Sukhoi Superjet 100 VIP (SBJ) может стать флагманом для нескольких государственных структур. Так, по информации www.superjet100.info, речь идет о трех самолетах, предназначенных для ФТС (заводской номер 95061), Минпромторга (№ 95032) и Минтранса (№ 95069). Кроме этого, в 2015 году SBJ возможно получит частный заказчик из Казахстана (№ 95093), Таиланда (№ 95104) и стартовый заказчик Comlux Aviation (№ 95097 и № 95115). В конце марта первые «корпоративные» SSJ получила компания Центр-Юг. Самолеты  эксплуатируются в интересах компании «АтласДжет» (ранее — «РусЭйр»), которая специализируется на организации чартерных перевозок.